Какие органы могут запрашивать банковскую тайну

какие органы могут запрашивать банковскую тайну

Банковская тайна — юридический принцип в законодательствах некоторых государств мира, в соответствии с которым банки и иные кредитные организации защищают сведения о вкладах и счетах своих клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и сделках в интересах клиента, а также сведения клиентов, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни.

В ряде государств мира под банковской тайной подразумевается то, что банки не имеют права предоставлять властям информацию о личных счетах своих клиентов (например, в случае возбуждения уголовного дела). Такое толкование термина характерно для таких государств как, например, Швейцария, Сингапур, Люксембург, а также для офшорных зон либо офшорных банков, осуществляющих банковскую деятельность, в рамках добровольных или установленных законом положений о конфиденциальности.

К банковской тайне относится практически вся предоставляемая клиентом личная информация. К конфиденциальной информации относят:

  • информацию, касающейся имущества и уровня располагаемого дохода;
  • информация об открытии счетов, их номера и даты открытия, а также сведения по типу счетов и валют, в которой они открыты;
  • информация о наличии денег на счету клиента, величина, срок размещения, размер получаемых процентов;
  • информация, которая характеризует объём проводимых операций на счёте клиента.
  • паспортные данные (физические лица);
  • сведения о банковских реквизитах организации (юридические лица);

Разглашение персональной информации может расцениваться как уголовно наказуемое деяние, однако ряд органов (таможня, суд, счётная палата и пр.) имеют законное право на доступ к подобным персональным данным[1].

История банковской тайны в России берёт своё начало в Уставе Государственного банка Российской Империи от 1894 года, который гласил: «хранить в тайне все, касающееся вверяемых банку частных коммерческих дел и счетов». В советские времена режим банковской тайны распространялся лишь на вклады граждан в сберегательных учреждениях и преподносился в качестве льготы. Вопросы, затрагивающие тайну вкладов граждан в сберегательных кассах, были исследованы некоторыми советскими учёными: Седугиным П. И., Ефимовой Л. Г., Плешаковым A.M. и рядом других учёных.

Положения о банковской тайне изложены в Федеральном законе № 395-1 «О банках и банковской деятельности» в статье 26 «Банковская тайна»: в соответствии с этими положениями любой банк (кредитная организация, Банк России, а также банк, занимающийся обязательным страхованием вкладов) гарантирует тайну об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов. Служащие банка обязаны хранить в тайне эти сведения, если это не противоречит федеральному закону. В этой же статье указаны случаи, кому и когда выдаются справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также по счетам и вкладам физических лиц[2].

В соответствии со статьёй 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счёта и банковского вклада, операций по счёту и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, в бюро кредитных историй, а также государственным органам и их должностным лицам.

Список структур, имеющих доступ к банковской тайне, закрытый, но он постоянно расширяется. Данные, составляющие банковскую тайну, предоставляются: БКИ, АСВ, судам, Счетной палате, налоговым, следственным и таможенным органам, ПФР, Фонду социального страхования, ФССП, ФТС.

В соответствии со статьёй 183 Уголовного кодекса Российской Федерации запрещены незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, и разглашение этих сведений лицом, которому известны эти сведения, без предварительного согласия владельца. За незаконный сбор предусмотрены штраф в размере до 500 тысяч рублей, исправительные работы на срок до года, принудительные работы или лишение свободы до 2 лет, за разглашение банковской тайны — штраф до 1 миллиона рублей с запретом заниматься соответствующей деятельностью со сроком до 3 лет, исправительные работы на срок до 2 лет, принудительные работы или лишение свободы до 4 лет. Если имело место действие группы лиц по предварительному сговору или организованной группы, зафиксирован крупный ущерб или имел место корыстный мотив — размер штрафа может вырасти до 1,5 млн. рублей с запретом заниматься соответствующей деятельностью со сроком до 3 лет, а виновнику могут грозить принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет. В случае, если разглашение банковской тайны повлекло тяжкие последствия, это грозит принудительными работами сроком до 5 лет или лишением свободы на срок до 7 лет[3].

Закреплённый в швейцарском федеральном законе «О банках и сберегательных кассах» от 1934 года принцип банковской тайны, которым руководствуются швейцарские банки, всегда считался одним из фундаментальных в сфере частного банковского обслуживания. Неправительственные организации и правительства считают применение этого принципа одной из главных причин расширения теневой экономики и организованной преступности. Бывшие сотрудники швейцарских (UBS, Julius Baer) и лихтенштейнских (LGT Group) банков свидетельствовали, что эти финансовые институты помогали клиентам уклоняться от выплаты миллиардов долларов налогов, направляя деньги через офшорные зоны в Карибском бассейне и Швейцарию. Один из них, Рудольф Элмер М., писал: «Это глобальная проблема… Офшорные уклонения от уплаты налогов — это крупнейшая кража между обществами и соседними государствами в этом мире».[4]Швейцарский парламент 17 июня 2010 ратифицировал Соглашение между швейцарским правительством и правительством Соединённых Штатов, позволившее UBS передать американским властям информацию о 4450 американских клиентах UBS, которых подозревают в уклонении от уплаты налогов.[5]

28 сентября 2012 года парламентом Швейцарии был принят закон «О международной помощи в налоговых вопросах», в соответствии с которым швейцарские власти должны были принимать и рассматривать иностранные запросы о действиях клиентов банков, которые могли быть направлены на сокрытие налогов. Однако запросы, осуществлённые с целью получения информации о клиентах, не могли приниматься. Закон вступил в силу 1 февраля 2013 года[6]. Несмотря на сообщения многих СМИ, упомянутый закон в целом не упразднил швейцарскую банковскую тайну[7].

В результате давления со стороны США и Европейского союза Швейцарией были предприняты дальнейшие шаги с целью воспрепятствования уклонению от уплаты налогов гражданами иностранных государств, имеющих счета в швейцарских банках. Так 18 декабря 2015 года швейцарским парламентом был одобрен «Федеральный закон о международном автоматическом информационном обмене», который вступил в силу с 2017 года. В соответствии с ним швейцарские финансовые институты обязаны собирать данные о счетах налоговых резидентов 38 стран-партнёров, в том числе и граждан стран-членов Европейского союза. В декабре 2017 года парламент принял решение о введении с 1 января 2018 года автоматического информационного обмена с дальнейшими государствами-партнёрами, включая Россию, Гонконг и Сингапур.[8] Автоматический информационный обмен предполагает деятельность банков по сбору и передаче данных о счетах и депозитах ценных бумаг налоговым органам своих стран. Последние, в свою очередь, обмениваются полученной от банков информацией с налоговыми органами стран-партнёров, на которые таким образом ложится полная ответственность за взимание налогов на средства, находящиеся на иностранных счетах.

  • Финансовая криптография[англ.]
  • Индекс финансовой секретности[англ.]
  1. ↑Илонова И. Кто ещё может получить доступ в банковской тайне?!Архивная копия от 29 декабря 2016 на Wayback MachineBanks Today, 22 Декабря, 2016.
  2. ↑Федеральный закон от 2 декабря 1990 № 395-1 (редакция от 4 августа 2023) “О банках и банковской деятельности” (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 21.10.2023). Статья 26. Банковская тайна (рус.). КонсультантПлюс. Дата обращения: 21 ноября 2023. Архивировано 21 ноября 2023 года.
  3. ↑УК РФ Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (рус.). КонсультантПлюс. Дата обращения: 22 ноября 2023. Архивировано 22 ноября 2023 года.
  4. ↑Browning, Lynnley. Swiss Banker Blows Whistle on Tax Evasion.Архивная копия от 1 февраля 2018 на Wayback MachineNew York Times, January 18, 2010.
  5. ↑L’accord UBS passe l’épreuve des chambres — rts.ch — info — suisse (неопр.). Дата обращения: 30 октября 2012. Архивировано 20 августа 2010 года.
  6. ↑В Швейцарии отменили банковскую тайну (рус.). РБК (1 февраля 2013). Дата обращения: 22 ноября 2023. Архивировано 22 ноября 2023 года.
  7. ↑Марад Магомедов.Не рано ли хоронить швейцарскую банковскую тайну?! (неопр.) Швейцария Деловая (4 июля 2013). Архивировано 22 октября 2013 года.
  8. ↑Швейцария готова к обмену налоговой информацией в автоматическом режиме с 41 страной, в том числе с РоссиейАрхивная копия от 3 октября 2018 на Wayback Machine Offshore wealth, 22 июня 2018 года
  • Свод законов Российской Империи. М., 1993. Ч.2, Т. Х, стр. 274
  • Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 857.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации. Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст.76.
Возможно Вас так же заинтересует:
Индекс гибдд рославль смоленская область адрес С июля 2025 года пенсию урезали на 500 руб Если в декрет уходишь после 30 недели беременности 333 гк рф ходатайство Производство сувенирной продукции ручной работы Договор безвозмездного дарения земеьного участка между родственниками Если алиментщик не работает сколько он должен платить алименты 2018 Можно ли продавать метеостанцию по истечению срока годности Стоянка на газоне статья коап Как правильно написать жалобу в министерство финансов от коллектива образец
Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *