Ограничения права собственности на землю по национальному и религиозному признакам
������� �������� �.�.��������� �������, ��� ������� � ���������� ����� ������������� ������������ ������������� ��� ��� ���� ������, � �������� ������� ����������� ������������ �������� ����� �������������, � ���� ��� �������, ���������� ������� ����� �������������, � ���� ��� �����������1.
� ��������� ��������� �������� ��������� ����������� ������� � ������������ ������������� ��������� ��������, ��������������� � ������������������ ��������� ��� �� ��������� ������������ �������� ���� ������� ����� �������� ���������, ��������� ��� ��������� ���������� ����������, � ����� �������������� ����������� ���� � �������� ��������� ��������� ���.
��� ����������� �������� � ����� �� ����������� ���������������� ���� ��2, ����� �������� “������� ���� �������, �������������”.
Определение от 3 июля 2018 года N 1675-О).
При проверке по обращению заявителя – собственника земельного участка конституционности положений Земельного кодекса РФ и КоАП РФ Конституционный Суд отметил, что принцип деления земель по целевому назначению на категории, от принадлежности к которым зависит правовой режим земель, т.е. их разрешенное использование в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, обеспечивает природоохранные требования. Использование земельных участков по их целевому назначению, являясь по своей природе определенным ограничением свободы владения, пользования и распоряжения имуществом, как следует из правовой позиции Конституционного Суда, обусловлено прежде всего публичными интересами и особенностью земли как природного объекта и важнейшего компонента окружающей среды.
- �������������� �������� ����������� ���� ������������ ���������� �������;
- ��������� ������������ ����������, ������������ ������ �������� ����������� ����. �� �� � ��������� ������ ����������� ������� ��������������� ������ ������ ����������� ����� ��������������� � ������������� ������������� �� ��������� �������, ��������� � ������������� �� ������������ �������.
� ���� ������������ �����, � ���������, �������:
- ����������� ���������� � ���������� ���������, ������������ � ��������������� � ������������� �������������, ������ ������ �����-������� � ������, � ����� �������������� �� � ������������� ������� �����������;
- ����������� �������������� ��������������� � ������������� ������ � ���������� (����������) ����������� � ������������� ������� ����������� ������ ������������� ����� ���.
�������� ������� ������������ �������� �������������� � ����������� ���������� ��� ��. �.�.����������, �����������, �������� �������������� ����. �������� ��������������, ������� ����������� ��� ��. �.�.����������.
����������
1. ��������� �.�. ������� ����������� �����. �., 2002. �. 208.
2. ����������� ���������������� ���� �� “�� ������ � �������� � ������������ ������� ������������� ��������� ���� � �������� ����������������� ������ 1 � ������ ������� ������ 3 ����� ���������� ���������� ��������� �� 24 ������� 1993 �. � 2287 “� ���������� ���������� ���������������� ���������� ��������� � ������������ � ������������ ���������� ���������”.
3. ���������� �.�. ������� �������� ������������ �����. �., 1995. �. 110-112.
4. ���������� �.�. �������� �������� ������������ �����. �., 1998. �. 202.
� ����������� ���������������� ������������� (�������������) ���� �� ��������� ������� ������������ ������� ��������, �������, ������������� ����������, ������, ����� ��������� � ������ ������� � �������, ���������� ���������������� ��������������� (��. 1 �� “� ��������������� ����������� ���� �� ���������� ��������� � ������ � ���”). ����� �������, ����������� ���� �� ����� ���������� ��� ������� � �������, �������� �� ����������� ������ ��������� ��������.
��������� ���������������� ������������� ���� �� ����� �������� ���������� ���� ������� � �������, ���������� ������� ������� � �������������� ������ � ��������, ������������� �� ���, � ����� � �������������� ������������� � ���� ������������ (��. 56 ���������� ������� ��).
Субъекты права государственной собственности на землю не осуществляют хозяйственной эксплуатации земли сами, а реализуют свое право через систему платежей при передаче земли юридическим лицам и гражданам, получая часть земельной ренты.
Основные признаки права государственной собственности на землю
Право государственной собственности на землю предусматривает предоставление земельных участков в собственность юридических и физических лиц.
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
3) утратил силу. – Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
(см.
текст в предыдущей редакции)
4.
ЗК РФ).
Муниципальная собственность
К данному виду собственности относятся земли, которые принадлежат городским или сельским поселениям, а также иным муниципальным образованиям. Главное предназначение этого вида земельных участков – обеспечение жителей муниципалитетов необходимой социальной инфраструктурой и пр.
Собственниками наделов в этом случае являются: органы местного самоуправления и администрации, а также физ- или юрлица, но лишь в случаях, предусмотренных законом.
В отличие от частной, государственная или муниципальная собственность земли, как правило, оформляется на особых условиях: то есть бесплатно, за меньшую плату или в порядке очередности (если речь – о льготных категориях населения).
При покупке ЗУ между всеми претендентами почти всегда проводится конкурс в форме торгов.
������� ����� � ����, ��� ����������� ���������������� � ������ ����� ���������� ��������� � ������ ���������� �� ��.
�������� ����� ������ ��������������� ������ �� �� �������������� � ��� ��� ���� ��������� � ������������ ������������� � ������������ � ������������ ���������� (����. 10 �. 1 ��. 1 �� ��). ����� �������, ����� ��������� � ������������� �������� ��������� ������ ������, ������� � ���� ����� ���������������� � ������� ������ �� ��������� � ����� � ����������� ����������.
������� ��������� ������ � ������������ ���������� �������� �� ������� ����������. ��������� ���� ��������, � �� �� (��.
Реализация данного принципа должна обеспечить эффективность землепользования, в том числе земли, находящейся в публичной собственности, которая образует источник доходов соответствующих бюджетов <1. Формами подобной платы являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата; в случае, когда пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в отсутствие правового основания, плата за такое пользование рассчитывается по правилам определения размера арендной платы, в частности на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Лица, чьи права и обязанности затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, вправе оспорить результаты кадастровой оценки.
4. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.
5.
Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
6. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
7.
Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.
См.