Методическое пособие по развитию речи в средней группе своими руками
Государственными стандартами, каждый раздел снабжён методическим аппаратом: вводными статьями, предназначенными для взрослых, контрольными вопросами для детей и методическими советами для взрослых.
- Занятия по развитию речи: структура, планирование, примеры
- Структура занятия
- Методическое пособие по развитию речи в средней группе своими руками
- «Времена года – куклы»
- Методическое пособие по развитию речи в средней группе своими руками видео
- «Разложи в домики камешки»
- Методическое пособие по развитию речи в средней группе своими руками фото
Занятия по развитию речи: структура, планирование, примеры
Планируя как единичное занятие, так и годовой курс, необходимо придерживаться методических рекомендаций.
Структура занятия
- Организационная вводная часть мотивирующего и стимулирующего характера, которая включает чтение стихотворения или загадки, воспитатель настраивает детей на работу, пробуждает интерес к теме занятия.
- Практическая часть, когда педагог устанавливает задачу, объясняет смысл задания, которое должны выполнить дети, например, составить продолжение истории по её началу, описать сюжетную картинку, назвать предметы по определённой теме и т.
Воспитатель предлагает вниманию детей рисунок с образцами тканей1.
«Вашему вниманию предлагаются ткани для наволочек, пододеяльников, простыней, — объясняет педагог. — Кто какую ткань выбирает?»
Воспитатель помогает детям правильно охарактеризовать ткань. Подсказывает, как по-другому можно начать свой ответ: «Я хочу наволочку из ткани…», «Мне понравилась ткань…», «Думаю, что самая красивая ткань…» И так далее.
Педагог объясняет, что принято говоритьпростыня,а непростынь.Просит объяснить смысл словапододеяльник.
Завершая занятие, педагог спрашивает у детей, убедились ли они в том, что нужно учиться правильно говорить по-русски.
1 Гербова В.
В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие: Для занятий с детьми 4—6 лет.
Методическое пособие по развитию речи в средней группе своими руками
Однако и самым маленьким будет интересно и познавательно натягивать разноцветные резиночки на гвоздики.
«Времена года – куклы»
Дидактическое пособие своими руками для детского сада по временам года можно поручить сделать родителям детей младшего возраста. Оно будет способствовать удержанию внимания, пробудит интерес к играм с куклами.
Для начала необходимо объяснить родителям цель, то, как будут выглядеть все элементы, а также подобрать материалы (вату, ткань, нитки, пуговицы).
Итак, как же сделать такое дидактическое пособие своими руками для детского сада? Основа – четыре куклы, каждая из которых одета в сарафан соответствующего времени года – голубой, зеленый, оранжевый, желтый.
На голове у них веночки. Каждая кукла держит корзинку с предметами, что соответствуют временам года.
Методическое пособие по развитию речи в средней группе своими руками видео
С их помощью развивается сенсорное восприятие, умственный потенциал в целом, мелкая моторика, память, дети обучаются счету.
Что понадобится:
- картон;
- ножницы;
- клей;
- цифры из фетра, бархатной бумаги;
- различные поверхности.
Использовать можно наждачную бумагу, дерево, кожу, войлок, липучку (колючую часть), ленточки. Тактильные карточки изготавливаются из картона. На каждую наклеивается цифра и фрагмент материала с разными поверхностями.
Можно изготовить несколько комплектов, тогда вариаций игры будет больше. Например, найти одинаковые, угадать поверхность на ощупь.
«Разложи в домики камешки»
Сформировать умение различать цвета и правильно называть их поможет следующее изготовленное дидактическое пособие своими руками для детского сада.
Методическое пособие по развитию речи в средней группе своими руками фото
После 4 лет 6 месяцев дети начинают стремительно «взрослеть». Обучение их рассказыванию становится более успешным.
Начинать обучение рассказыванию мы предлагаем с описания игрушек.
Успех работы подчас зависит от выбора игрушки. Она должна привлекать детей своей необычностью, образностью (неваляшка; утенок в смешном наряде; печальный зайчик и т.д.).
Воспитатель должен заранее составить рассказ-описание игрушки, выделив в нем основные предложения (их обычно три), которые помогут детям описать игрушку, рассказать о чем-то конкретном, например, сначала о том, как красива кукла. (Наша кукла очень красивая. У нее…(большие синие глаза, румяные щечки).)Затем —какая она нарядная, а позже о том, что кукла — игрушка музыкальная.
На первых занятиях по обучению рассказыванию предлагаются короткие (продолжительностью 3—4 минуты) игры-инсценировки.
А ваш чебурашка?
Мой чебурашка —такой трогательный, милый, что его хочется взять на руки и прижать к груди. А что вы можете сказать о своем чебу-рашке?»
«Вы замечательно работали, — говорит педагог и предлагает детям поменяться игрушками.
—
Я буду рассказывать про вашего Чебурашку, а вы про моего. Итак…»
«Вот повезло нашим Чебурашкам. Они так много интересного узнали и про себя, и друг про друга», —завершает педагог эту часть занятия.
Затем читает стихотворение, понравившееся большинству детей.
Если при оценке стихотворений мнения детей разделились, следует прочитать оба произведения.
Ноябрь
Занятие 1. Чтение сказки «Три поросенка»
Цель.Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С.
Следует учить детей умению облекать свои высказывания в различную форму, вначале—исправляя, подсказывая («Ты правильно ответил на вопрос, но не совсем удачно построил предложение. Лучше сказать так…»), потом—предоставляя возможность исправить ошибку самостоятельно.
Соблюдение педагогом этих требований обеспечивает усложнение речи детей как по содержанию, так и по форме.
Одним из важнейших условий эффективной работы является чередование на одном занятии различных приемов, например приемов, способствующих лучшему усвоению и запоминанию материала, и приемов, активизирующих поведение детей и поддерживающих устойчивое внимание и т.д. (такая классификация во многом условна).
Приемы, способствующие лучшему усвоению материала:
- чередование хоровых и индивидуальных ответов.
Школа Семи Гномов).
Развитие речи: Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 4 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — (Школа Семи Гномов).
Уроки грамоты: Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 4 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — (Школа Семи Гномов).
76
Содержание
Особенности развития речи детей пятого года жизни 3
Методика работы с детьми 4—5 лет 5
Планирование образовательной работы 21
Примерное содержание работы с детьми 25
Сентябрь—октябрь — ноябрь 25
Сентябрь 27
Занятие 1.Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?» 27
Занятие 2.Звуковая культура речи: звуки сись 28
Занятие 3.Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка» 29
Занятие 4.Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».
Составление рассказа о кукле 30
Октябрь 31
Занятие 1.Чтение сказки К.
Решение этих задач требует планомерной, целенаправленной работы воспитателя.
В программе развитие у четырехлетних детей разговорной (диалогической) речи сводится к формированию у них умения слушать и понимать обращенную к ним речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Одновременно следует воспитать у дошкольников общительность, тактичность, сдержанность —качества, необходимые человеку в общении с окружающими.
В средней группе проводится работа по развитию у детей умения понятно и содержательно отвечать на вопросы, стараясь при этом не нарушить живость и эмоциональность речи, ее своеобразие.
Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обусловливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка.
Конец рассказа предусматривает эмоциональное общение детей с игрушкой: прижать к себе утенка, дать огорченному зайцу морковку и пр.
Ввиду того, что на пятом году жизни у детей не сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания, как удержание мотива, последовательности действий, педагог должен помогать дошкольникам составлять рассказ, подсказывая им основное предложение: «Наша кукла очень красивая, —напоминает педагог.— У нее…»
Дети на интуитивном (неосознанном) уровне учатся рассказывать, придерживаясь определенного плана. А это одна из главных задач обучения рассказыванию.
Для того чтобы научить детей использовать разнообразный словарный запас при самостоятельном рассказывании, в конце октября проводится специальное занятие, посвященное составлению рассказов-описаний.
Вниманию детей предлагаются две внешне различающиеся игрушки (два Чебурашки, две кошки).