Какая статья умышленный сговор о регистрации земельного участка земельным участкам
Максим ИвановАвтор статьи Практикующий юрист с 1990 года
Регистрация права собственности на землю — необходимая процедура, без которой невозможны любые сделки с участком. Оформить территорию в собственность можно самостоятельно или через посредника, на которого придется составить и нотариально заверить доверенность.
Регистрация права собственности на землю
Эта процедура обязательна для каждого собственника.
Без оформления необходимых бумаг владелец не имеет возможности свободно распоряжаться своим участком.
Если документы не оформлены, гражданин не может продать или сдать надел в аренду, завещать или подарить. Даже строительство на такой земле может стать источником проблем, ведь формально право собственности может быть оспорено.
Для оформления прав гражданин должен собрать полный пакет бумаг, при этом процедура оформления участка при покупке или принятии его по завещанию будет существенно отличаться.
Необходимо уточнить актуальную кадастровую стоимость участка.
Начиная оформление права собственности, нужно подать заявление о государственной регистрации и необходимые документы в Многофункциональный центр или одно из учреждений Росреестра. Заявка будет рассмотрена, проверена и внесена в единую базу.
Если владелец участка приобрел его по договору купли-продажи, сложностей с оформлением, как правило, не возникает. Однако существуют и другие варианты сделок, требующих регистрации:
- аренда с правом выкупа. Арендатором может быть физическое или юридическое лицо, которое имеет возможность продления договора или первоочередного приобретения участка;
- покупка недвижимости до внесения поправок в ЗК РФ. Регистрировать права на землю смогут только наследники собственника;
- бессрочное пользование. Чаще всего подобные наделы занимают некоммерческие садовые товарищества. Однако любой гражданин может заявить о своих правах на недвижимость в соответствии с данным договором.
Что подразумевают принципы регистрации прав на землю?
Принципы регистрации государственного права на землю подразумевают:
- публичность;
- общедоступность;
- добровольный характер;
- бесспорность зарегистрированного права;
- бессрочность хранений сведений на землю;
- платность;
- обязательность письменной формы регистрации.
Регистрация земельного участка возможна в случае:
- совершения сделки купли-продажи;
- получения надела по наследству;
- объединения нескольких участков;
- получения земли в бессрочное владение;
- получение надела из муниципальной или государственной собственности;
- аренды с первоочередным правом выкупа или возможностью продления.
Зарегистрировать право собственности на землю могут как физические, так и юридические лица.
Перед обращением в Росреестр или МФЦ необходимо собрать полный перечень необходимых документов. Для получения выписок и справок придется обращаться в БТИ, Департамент жилых помещений и жилого фонда, кадастровые палаты и другие государственные структуры. Уточнить список необходимых бумаг можно непосредственно в государственных органах, занимающихся процедурой регистрации.
Документы для регистрации права собственности на землю
Оформление земли зависит от того, каким образом она была получена. Проще всего зарегистрировать объект, перешедший в собственность по договору купли-продажи. К заявлению на регистрацию права собственности необходимо приложить пакет документов, в который входит:
- паспорт заявителя и его копия;
- кадастровый план;
- договор купли-продажи, заверенный у нотариуса;
- квитанция об уплате государственной пошлины и ее копия.
Заявление должно быть написано собственноручно, в нем указываются точные координаты участка, его площадь и назначение территории.
Если владелец не имеет возможности заниматься оформлением прав лично, он должен выписать нотариально заверенную доверенность на третье лицо. Желательно, чтобы в этой роли выступал юрист, который поможет правильно оформить пакет документов и проследить за чистотой сделки. Юридическая помощь особенно важна в сложных нестандартных случаях, например, оформления в собственность территории, сданной в аренду.
При наследовании участка по завещанию или по закону документы нужно подать в течение полугода после смерти наследодателя.
Бумаги передаются в нотариальную контору по месту жительства, в пакет документов входит:
- кадастровый паспорт участка и план территории, зарегистрированный в Росреестре;
- справка о рыночной стоимости участка;
- завещание наследодателя или документы, подтверждающие родство;
- свидетельство о смерти;
- свидетельство о принятии наследства. Список документов дополняет паспорт будущего собственника и заявление о регистрации права на надел. Если он находится на территории некоммерческого садового товарищества, прилагается его устав (копия).
Если земля был получена по договору бессрочного пользования, пакет документов будет увеличен. В него входит:
- геодезический план, выданный специалистом, имеющим соответствующую лицензию;
- генеральный план из Бюро технической инвентаризации с указанием всех строений, имеющихся на участке;
- кадастровый паспорт;
- межевой план;
- передаточный акт;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
При объединении нескольких земельных наделов для регистрации нужно предоставить:
- свидетельство о перерегистрации права;
- кадастровые паспорта на объединяющиеся участки;
- согласие собственника или собственников на объединение территорий;
- документы, удостоверяющие личность владельцев;
- заявления от всех участников сделки;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
Все документы подавайте с заверенными копиями.
Оформление права собственности происходит в течение 5 рабочих дней, после чего собственник получает соответствующее свидетельство. При возникновении любых спорных ситуаций стоит обращаться к земельному юристу.
Людмила РазумоваРедактор Практикующий юрист с 2006 года