Для того чтобы научиться выявлять и предвидеть различные опасности нужно
3. Как научиться выявлять и предвидеть опасности
Опасные, в том числе экстремальные и чрезвычайные, ситуации могут возникать внезапно, например смерч или ураган, или развиваться постепенно, как при весеннем половодье. Они могут нас застать в самой привычной обстановке — на улице, дома или в школе, в лесу или на даче.
В одной из деревень Тверской области подростки нашли взрывное устройство. При попытке его разобрать произошёл взрыв. Шесть человек получили ранения.
Подобные опасные ситуации часто называют случайными, непредвиденными, непредсказуемыми. Мы с тобой должны признать, что на самом деле это не всегда так. Разбирая взрывное устройство, подростки понимали, что это опасно, но пошли на риск. Следовательно, беда произошла не случайно. Такова же природа многих других несчастий, о которых часто передают по радио, пишут в газетах и сообщают в других средствах массовой информации. Будь дальновиден. Нарушишь правила безопасности, жди последствий, не беды, так неприятностей. И дома, и в школе не исключены травмы из-за неправильного пользования бытовыми приборами и лабораторным оборудованием, инструментами.
Запомни, многие опасные ситуации являются результатом нашей невнимательности, нашего незнания, каприза или непослушания. Это можно назвать самым важным уроком ОБЖ. Очень важно усвоить главные правила ОБЖ, понимать причины возникновения опасных ситуаций. Надо научиться прогнозировать события, предвидеть возможные угрозы, продумывать свои действия.
Это умеют хорошо делать специалисты, чья работа проходит в условиях высокого риска: лётчики и моряки, шахтёры и геологи, спасатели и пожарные. Стараются избежать неприятных ситуаций грибники и рыбаки, туристы и просто взрослые люди при выходе из дома: как одеться по погоде, выбрать лучший маршрут, взять с собой зонтик и т.д. Бери с них пример.
Прежде чем выйти из дома, обязательно подумай о следующем.
- Всё ли, что может тебе понадобиться, взято с собой (ключи, деньги на проезд? другие вещи)?
- Всё ли закрыто и выключено (дверь, окна, газ, свет, вода, утюг, другие электрические приборы)?
- Предупреждены ли родители или друзья о твоих планах, о маршруте и времени возвращения?
Лётчики, прежде чем подняться в воздух, изучают методы спасения на земле и на воде. Специальные страховочные пояса используют и верхолазы, и альпинисты, работающие на большой высоте, и артисты цирка, выполняющие сложные трюки.
Для тебя таким «страховочным поясом» должны стать знания, умения и навыки, полученные на уроках ОБЖ.
Как избежать опасности, как выбрать безопасный вариант поведения? Оказывается, для этого специалисты разных профессий выработали множество подсказок, рекомендаций и требований, которые ты наверняка видел в транспорте и на улицах города. Вспомним некоторые из них:
«Огнеопасно», «Осторожно: высокое напряжение!», «Не отвлекай водителя», «При аварии разбей стекло», «Не срывай стоп-кран».
Такие подсказки и рекомендации напоминают нам об опасностях, помогают поступать разумно, чтобы сохранить своё здоровье и жизнь!
С давних времён старшие поколения передавали младшим правила безопасного поведения, стараясь уберечь потомков от бед и несчастий.
Одна из самых древних форм «рекомендаций по ОБЖ» заключена в пословицах и поговорках о безопасном поведении. Вспомним некоторые из них:
«Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся». «От глупого риска до беды близко».
Надо учиться на чужих ошибках, понимать их. Это поможет предвидеть, чем обернётся та или иная ситуация. Задумаемся ещё раз о том, чему нас учит народная мудрость.
«Не зная броду, не суйся в воду». «Мала птица, а и та своё гнездо бережёт». «Кто драку затевает, тот чаще и битым бывает». «Не дразни собаку, так не укусит».
Для того чтобы научиться выявлять и предвидеть различные опасности, нужно развивать наблюдательность, постоянно пополнять свои знания о законах окружающего мира, внимательно изучать дисциплину ОБЖ, советоваться по всем сложным вопросам с родителями и профессионалами, анализировать свои ошибки и соблюдать рекомендации по безопасному поведению. Если возникают вопросы, надо находить на них правильные ответы.
Источник
Урок по ОБЖ в V классе «Как научиться выявлять и предвидеть опасность»
Игорь Чистяков Урок по ОБЖ в V классе «Как научиться выявлять и предвидеть опасность»
Урок 3 по ОБЖ в 5 классе. Как научиться выявлять и предвидеть опасности
Материал учебника: § 3.
Цели урока:
развитие и укрепление знаний об основах безопасности жизнедеятельности, полученных в начальной школе; закрепление правил ОБЖ.
Тип урока: комбинированный (сочетание беседы и практического занятия).
Оборудование: учебник ОБЖ 5 класс, М. П. Фролов, В. П. Шолох, М. В. Юрьева, Б. И. Мишин под ред. Воробтева Ю. Л., тетрадь, компьютер, проектор
План урока:
№ Этап урока Содержание(цель) этапа Время (мин)
1 Организационный момент Нацелить учащихся на урок 1
2 Проверка домашнего задания Проверить знания учащихся о главных правилах ОБЖ 4
3 Фронтальная беседа с сообщением нового материала Дать учащимся знания о том как научиться выявлять и предвидеть опасности 26
4 Самостоятельная работа Отработать умение проводить анализ имеющихся фактов и делать правильные выводы 10
5 Подведение итогов урока Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке 2
6 Сообщение домашнего задания Разъяснить содержание домашнего задания 2
На доске (экране):
Классная работа
Тема: «Как научиться выявлять и предвидеть опасности».
Домашнее задание:учебник: § 3.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщить учащимся, что на этом уроке изучается тема как научиться выявлять и предвидеть опасности в повседневной жизни и что нужно для этого делать (слайд 1).
II. Проверка домашнего задания.
1. Учитель вызывает двух учащихся к доске.
Заслушиваются сообщения по главным правилам ОБЖ
2.Вопросы для фронтального опроса:
Почему возникли правила безопасности?
Назвать три главных правила ОБЖ.
III. Изучение нового материала.
Вы — пятиклассники. Каждый ваш день приносит вам новые знания, интересные дела, различные ситуации, которые могут и огорчить нас. И мы с вами уже успели рассмотреть многие из них, когда нам нужно проявить необходимые знания и своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать опасности. Обсуждая поучительные истории, мы делаем первые шаги к предупреждению и преодолению опасностей. Находим причины возникновения неприятностей, составляем рекомендаций по безопасному поведению. Привести примеры из жизни.
Запомните, пожалуйста, еще одну формулу ОБЖ (слайд 2): В каждой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина ее возникновения, являющаяся результатом твоей невнимательности, незнания, каприза, глупости, непослушания
Прежде чем выйти из любого помещения, обязательно подумай о следующем (слайд 3):
Все ли, что может понадобиться, взято с собой (ключи, сумка, деньги на проезд, иные вещи?
Все ли закрыто и выключено (дверь, газ, свет, вода, утюг, другие приборы?
Предупреждены ли родители или друзья о твоих планах, о маршруте и времени возвращения?
Как же обходить опасности, избегать их, как выбрать безопасный вариант поведения? Оказывается, для этого специалисты своего дела выработали множество рекомендаций-предостережений, которые можно встретить и в поезде, и в инструкции к телевизору, и в автобусе. «Осторожно: высокое напряжение!», «Не отвлекай водителя», «При аварии разбей стекло», «Не срывай стоп-кран», «Огнеопасно». Вспомним некоторые из них (слайд 4)
Очень древними «рекомендациями ОБЖ» являются пословицы и поговорки о безопасном поведении. Вспомним некоторые из них (слайд 5)
Теперь давай подытожим все сказанное: для того чтобы научиться выявлять и предвидеть различные опасности (слайд 6,
нужно развивать наблюдательность,
постоянно пополнять свои знания об опасностях,
старательно изучать дисциплину ОБЖ,
советоваться по всем сложным вопросам со старшими товарищами и родителями, анализировать свои ошибки, соблюдать рекомендации по безопасному поведению даже если они еще не совсем тебе понятны
IV. Самостоятельная работа с учебником.
Выписать в тетрадь основные правила выполнение которых поможет научиться предвидеть опасности и не попадать в опасные ситуации(стр. 14).
V. Подведение итогов урока.
Индивидуальный опрос. Работа у доски. (Учитель вызывает 2 учащихся.)
Привести пример опасной социальной ситуации
Можно ли предвидеть возникновение опасной ситуации?
Вопросы для фронтальной беседы.
Что ежедневно должен делать каждый, чтобы развить в себе умение предвидеть опасные ситуации?
VI. Домашнее задание.
Учебник: § 3 (стр. 13-16. Вопросы и задания).
Источник
Детский мир
Опасные, в том числе и экстремальные, и чрезвычайные, ситуации могут возникать внезапно, например, взрыв газа, или развиваться постепенно, как при весеннем половодье. С ними можно неожиданно столкнуться в самой привычной обстановке – на улице, дома или в школе, в лесу или на даче. «18 октября 1998 года в станице Нововеличковская (Краснодарский край) группа подростков обнаружила взрывное устройство. При попытке его разобрать произошел взрыв. Шесть человек получили ранения.
В тот же день в старинном русском городе Ярославле неожиданно умерли две женщины и ребенок, ошибочно употребившие в пищу вместо соли селитру»
Подобные опасные ситуации часто называют случайными, непредвиденными, непредсказуемыми. Но мы с тобой, как начинающие изучение основ ОБЖ, должны признать, что на самом деле это не всегда так. Каждый умный и дальновидный человек понимает, что неприятности на улице или на производстве могут произойти практически в любое время. Об этом часто передают по радио и пишут в газетах. И дома, и в школе не исключены ссоры, порча одежды или мебели, травмы из-за неправильного пользования бытовыми приборами. Ножом, молотком.
Запомни, пожалуйста, еще одну формулу ОБЖ:
- В каждой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина ее возникновения, являющаяся результатом твоей невнимательности, незнания, каприза, глупости, непослушания.
Иные причины твоего травматизма, проступка, утери денег, других подобных неприятностей крайне редки. Даже если ты пострадал от урагана или от преступника, чаще всего в этом есть доля твоей вины.
Тысячи людей ежедневно ранят свои руки ножами, вилками, стеклом, другими предметами. Но с тобой это не случится, если ты будешь всегда наклонять режущую кромку ножа чуть от себя, работать с острыми предметами при хорошем освещении, устойчивом
положении, а, не переминаясь с ноги на ногу, не бегать и не прыгать с ножом или отверткой в кармане.
Опытные специалисты утверждают, что если ты запомнишь основные причины возникновения опасностей, научишься просчитывать события наперед, предвидеть возможные угрозы, то тебе будет легче их избежать или выйти из них без потерь.
А как это сделать практически? Оказывается, не так уж и трудно. Например, уходя из дома, скажи или напиши, где будешь и с кем; позвони и предупреди, когда тебя встречать. Моряки и шахтеры, водители и геологи, врачи и пожарные, заранее продумывают все возможные случайности, берут с собой соответствующие запас и снаряжение.
И ты, прежде чем выйти из любого помещения, обязательно подумай о следующем:
- Все ли, что может понадобиться, взято с собой (ключи, сумка, деньги на проезд, иные вещи)?
- Все ли закрыто и выключено (дверь, газ, свет, вода, утюг, другие приборы)?
- Предупреждены ли родители или друзья о твоих планах, о маршруте и времени возвращения?
Летчики, прежде чем сесть в самолет, изучают методы спасения на земле и на воде. Специальные страховочные пояса используют и верхолазы, и альпинисты, работающие на большой высоте, и артисты цирка, выполняющие сложные трюки.
Для тебя таким «страховочным поясом» будут знания, умения и навыки ОБЖ.
Как же обходить опасности, избегать их, как выбрать безопасный вариант поведения? Оказывается, для этого специалисты своего дела выработали множество рекомендаций-предостережений, которые можно встретить и в поезде, и в инструкции к телевизору, и в автобусе.
«осторожно: высокое напряжение!», «Не отвлекай водителя», «При аварии разбей стекло», «Не срывай стоп-кран», «Огнеопасно».Вспомним некоторые из них:
Все эти и подобные им рекомендации-предупреждения проникнуты заботой о тебе, твоем здоровье.
И пятьдесят, и пятьсот, и тысячи лет назад самые опытные и мудрые люди передавали из поколения в поколение свои предостережения потомкам, надеясь сделать их жизнь более безопасной, а значит, и более счастливой.
Очень древними «рекомендациями ОБЖ» являются пословицы и поговорки о безопасном поведении. Вспомним некоторые из них:
Не зная броду, не суйся в воду.
Не в свои сани не садись.
Самая лучшая защита та, которую мы активно (а не пассивно) создаем заранее, благодаря тому, что знаем о разных видах опасностей и можем предвидеть их возникновение у себя под носом за спиной, сбоку или сверху. Поэтому и говорят: «знание – сила», а еще: «есть смелость, нужна и умелость».
А вот о чем предупреждает народная мудрость тех, кто хочет научиться предвидеть опасности:
В тихой воде омуты глубоки.
Где тонко, там и рвется.
Не дразни собаку, так не укусит.
Теперь давай подытожим все сказанное в этой статье: для того чтобы научиться выявлять и предвидеть различные опасности, нужно развивать наблюдательность, постоянно пополнять свои знания об опасностях, старательно изучать дисциплину ОБЖ, советоваться по всем сложным вопросам со старшими товарищами и родителями, анализировать свои ошибки и соблюдать рекомендации по безопасному поведению даже если они еще не совсем тебе понятны.
Источник