Проблемы семейных отношений с иностранным элементом и их пути решения
Социализация личности – сложный и противоречивый процесс. В современном мире он сталкивается с рядом проблем, которые необходимо решать для полноценного развития человека.
Факторы, осложняющие процесс социализации
На социализацию влияют различные факторы:
- Быстрые изменения социокультурных условий жизни;
- Появление новых институтов и агентов социализации (например, виртуальная реальность);
- Усложнение требований к личности со стороны общества;
- Неопределенность ценностей и жизненных ориентиров;
- Накопление стрессовых факторов техногенного, социального, экономического характера.
Все эти факторы затрудняют процесс адаптации и интеграции личности в социуме.
Проблемы социализации на разных этапах жизненного цикла
Проблемы социализации проявляются в следующих аспектах:
- Неумение строить гармоничные взаимоотношения между поколениями в семье;
- Сложности в освоении принятых норм поведения, социальных ролей;
- Затруднения при построении коммуникации со сверстниками;
- Проявления агрессивности, тревожности, стрессовых состояний у детей и молодежи;
- Кризис смысложизненных ориентаций у взрослых;
- Ощущения одиночества и ненужности у пожилых людей.
Современное российское общество утратило многие традиции, поддерживающие плавный переход от одной социальной роли к другой. Как следствие, возникает множество “разрывов” в процессе социализации на всех ее этапах.
Проявления затрудненной социализации
Затрудненная социализация проявляется в различных формах:
- Девиантное поведение (правонарушения, зависимости);
- Отклонения в психическом развитии и эмоциональной сфере личности;
- Проблемы во взаимоотношениях с социальным окружением;
- Неспособность адаптироваться к меняющимся условиям;
- Утрата смысла жизни, ценностная дезориентация.
Рассмотрим некоторые проявления затрудненной социализации более подробно.
1. Девиантное поведение. Оно часто является “криком о помощи” – сигналом о том, что процесс социализации пошел неправильно. Причины девиаций кроются в деформации ценностно-нормативной системы подростков и молодежи. Задача общества – своевременно выявлять и корректировать эти проявления.
2. Личностная тревожность – еще один распространенный симптом. Она возникает из-за неуверенности в себе, неопределенности жизненных перспектив и ориентиров. Бороться с тревожностью можно путем повышения самооценки и жизнестойкости личности.
3. Конфликт поколений – проявление “разрыва” в передаче жизненного опыта и ценностей от старших поколений к младшим. Этот конфликт усугубляется быстрыми социальными изменениями, делающими опыт старших “неактуальным”. Необходим диалог поколений, восстановление традиций.
Таким образом, проблемы социализации носят комплексный характер и затрагивают все сферы жизни общества.
Пути решения проблем
Для преодоления трудностей в социализации личности важно:
- Создание благоприятных условий в семье, школе, других социальных институтах;
- Приобщение детей и молодежи к позитивным видам деятельности;
- Психолого-педагогическая поддержка на всех этапах социализации;
- Формирование жизненных навыков и компетенций, помогающих адаптироваться в меняющемся обществе;
- Восстановление преемственности культурных традиций и духовно-нравственных ценностей;
- Создание возможностей для реализации потенциала личности в социуме.
Решать эти задачи призваны все социальные институты в комплексе. Тогда процесс социализации будет идти более гармонично и эффективно.
Роль социальных институтов в решении проблем
Ключевая роль в решении проблем социализации принадлежит социальным институтам – семье, школе, учреждениям культуры, СМИ и др. Рассмотрим их возможности.
Семья
Семья выступает первичным институтом социализации. Именно в семье закладываются основы личности ребенка. Деформации семейных отношений, социальное сиротство, жестокое обращение с детьми – факторы риска, приводящие к проблемам в социализации.
Задачи семьи:
- Создание атмосферы любви и заботы;
- Удовлетворение базовых потребностей ребенка;
- Формирование доверия к миру;
- Приобщение к культурным традициям.
Школа
Школа также играет важнейшую роль. Здесь ребенок получает не только знания, но и навыки социального взаимодействия. Проблемы школьной среды (буллинг, дидактогения и др.) мешают социализации.
Задачи школы:
- Создание безопасной психологической среды;
- Поддержка индивидуальности и инициативы ребенка;
- Вовлечение в разнообразные виды активности;
- Помощь в выборе жизненного пути.
Социокультурные институты
Учреждения культуры, молодежные и детские общественные объединения также вносят большой вклад в социализацию, предоставляя пространство для самореализации и приобретения социального опыта.
СМИ и виртуальная реальность
Современные медиа оказывают мощное воздействие на ценности и модели поведения молодого поколения. Необходима медиаграмотность, позволяющая критически анализировать информацию.
Социальное проектирование
Решению проблем социализации способствуют проекты социальной направленности с участием детей, подростков и молодежи. Это позволяет:
- Развивать инициативность и лидерские качества;
- Приобретать опыт общественной деятельности;
- Участвовать в решении насущных задач сообщества.
Важно, чтобы социальные проекты не были формальностью. Это должна быть реальная деятельность по преобразованию окружающей среды и помощи нуждающимся категориям населения.