Останавливают ли дпс первого января

останавливают ли дпс первого января
Остановка вне стационарного поста ДПС — имеет ли право ГИБДД проверять документы

Запрет на остановку транспортных средств вне стационарного поста ГИБДД действовал до октября 2017 г. Фактически, опираясь на ряд нюансов в законодательных актах, сотрудники автоинспекции останавливали автомобили в любом месте, если это не противоречило правилам дорожного движения. За последние годы появилось еще несколько причин, по которым проверка документов только близ стационарного поста стала нецелесообразной. В связи с этим был введен в действие новый Административный регламент, в котором отсутствует устаревшая норма.

Правовые основания

С 2009 г. по 2017 г. условия остановки гражданского транспортного средства определял Административный регламент, утвержденный Приказом МВД № 185. Данный документ являлся инструкцией для сотрудников дорожно-патрульной службы, которые выполняют надзорную функцию и обеспечивают безопасность движения на дороге. Пунктом 63 предусматривалась остановка транспортного средства, проверка документов (водителя, пассажиров), накладных на груз только в пределах стационарного поста.

В связи с обновлением административного, уголовного законодательства действующий до 2017 г. регламент устарел, поскольку не учитывал новых правовых норм. Поэтому в октябре 2017 г. вступил в силу Приказ МВД № 664, который утверждал новый Административный регламент. Пункт 84.13 практически полностью дублирует соответствующий пункт старого регламента, однако не содержит указания на остановку транспортного средства только на стационарных постах ДПС. Кроме того, проверка документов, удостоверяющих личность пассажиров и водителя, стала возможной при наличии определенных оснований.

Почему разрешили останавливать авто вне поста?

Принятый Госдумой 28 января 2011 г. Федеральный закон № 3-ФЗ «О полиции» в 13 статье (часть I, п. 20) предусматривает возможность остановки автомобиля сотрудниками МВД (в том числе патрульным автоинспектором). Основанием является обеспечение безопасности дорожного движения, причем место остановки не ограничено никакими предписаниями. Таким образом, разрешение на остановку транспортных средств вне поста фактически было законодательно закреплено до принятия нового регламента. Дополнительно выделяют еще несколько веских причин, которые делают старую норму нецелесообразной:

  • Сокращение количества стационарных постов;
  • Увеличение стоимости содержания постов;
  • Эффективность выявления нарушений непосредственно на трассе, а не на территории поста;
  • Наличие у патрульных инспекторов специальных приборов для проверки;
  • Необходимость контролировать безопасность дорожного движения путем проверки документов без наличия нарушений. Часто водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, сотрудники ДПС не выявляют. Причина — строгое соблюдение правил, чтобы не давать повода для остановки.

Единственным фактором, говорящим в пользу остановки на постах, является безопасность водителей. Продолжают фиксироваться случаи, когда в темное время суток на безлюдных улицах автомобили останавливают мошенники, одетые в форму патрульных. Рассмотреть особенности якобы патрульной машины удается не сразу, поэтому водители часто выполняют требования мошенников, оказываясь жертвами обмана, грабежа, насилия. Соответственно, не все автолюбители были согласны с решением законодателей упразднить норму о возможности проверки транспортного средства только на стационарных постах ГИБДД, поэтому последовало обращение в Верховный суд с попыткой опротестовать новую норму.

Решение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2018 г. № АКПИ17-1115 «Об отказе в удовлетворении иска»

Гражданин России Рудаков К.П. счел, что новый приказ нарушает его конституционные права и обратился в Верховный суд РФ. Претензия истца была основана на принципе недопустимости ограничения прав и свобод гражданина, прописанном в Конституции РФ. Рудаков заявил, что пункт 84.13 необоснованно ограничивает права граждан на участие в дорожном движении, а также увеличивает коррупционную составляющую в действиях сотрудников ГИБДД, поскольку законодательно не предусмотрен контроль процедуры. Истец также указал, что частые остановки и проверка документов являются причиной аварийности, поскольку водитель, потратив лишнее время на общение с сотрудниками ДПС, будет наверстывать его, превышая скорость. В иске проведена аналогия между остановкой транспортного средства, в соответствии с новым Административным регламентом, и незаконным задержанием водителя и пассажиров.

В качестве ответчиков по иску Рудакова выступали представители Минюста и МВД. Судьи, изучив аргументы сторон, приняли решение, что новый регламент не содержит норм, нарушающих права гражданина и соответствует другим законодательным актам, которые имеют большую юридическую силу. Согласно Федеральному закону №3 «О полиции», сотрудники МВД наделены полномочиями останавливать транспортные средства и проверять документы, в том числе и на перевозимый груз. ПДД содержит нормы, согласно которым регулировщики вправе останавливать автомобили в любом месте. На основании вышеуказанных законодательных актов ВС пришел к выводу, что новый регламент не нарушает ранее принятые правовые нормы. Касательно отсутствия контроля: суд установил, что государственный, ведомственный, судебный, прокурорский надзор, предусмотренный законом «О полиции» (ст. 49 – 53), является достаточным, чтобы обеспечить контроль за коррупционной составляющей сотрудников МВД. На основании вышеизложенного суд оставил действие нового регламента в силе. Ознакомиться с полным текстом решения можно по ссылке.

Согласно Административному регламенту основанием для остановки автомобиля может служить и проверка документов (п. п. 84.13; 84.14). Сотрудник ДПС вправе остановить транспортное средство и потребовать для проверки ряд документов, в том числе для подтверждения личности пассажиров, законности перевозки груза, права на эксплуатацию конкретного транспортного средства. Могут быть затребованы: удостоверение водителя, свидетельство о регистрации ТС, паспорта, накладные, чеки. Потребовать паспорт либо иной документ, который может подтвердить личность гражданина, автоинспектор вправе только при наличии оснований. Ими являются:

  • Нахождение гражданина в розыске;
  • Наличие сведений о том, что лицо причастно к правонарушению;
  • Наличие оснований для возбуждения дела по административному правонарушению, а также иные случаи, предусмотренные действующим законодательством.

Если физическое лицо (водитель, пассажир) отказывается предъявлять автоинспектору указанные документы, то такой отказ будет расцениваться как неповиновение законному требованию сотрудника МВД. Согласно КоАП за подобное административное правонарушение предусмотрено наказание в виде штрафа от 500 до 1000 руб. либо арест на 15 суток. Применить наказание можно только по решению суда. Водитель вправе обжаловать решение в установленном порядке.

Заключение

Остановка транспортного средства и проверка документов вне стационарного поста ГИБДД закреплена в Административном регламенте. Для проверки документов, удостоверяющих личность, необходимы основания. Отказ от предъявления документов считается неповиновением законному требованию сотрудника ГИБДД, за что в административном законодательстве предусмотрен штраф до 1 тысячи рублей либо арест на 15 суток.

Возможно Вас так же заинтересует:
Берняцкий владимир андреевич В трудовой книжке при записи перепутала букву можно ли заркнуть В какой статье указано сколько положено 1 человеку квадратных метров Как выгрузить упд в формате xml из 1с в сбис Материнский капитал на 3 ребенка в семье Районный коэффициент иркутск без стажа до 30 лет Пишут заявление на мошенничество хотя нет ни договора ни чего Была ли доплата к пенсии в 2024 году в москве Замена газового счетчика в частном доме правила 2024 в махачкале Претензия на возврат товара ненадлежащего качества кухонный гарнитур образец 2024
Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *